В прошлом многие женщины предпочитали сохранять условности поведения прекрасного пола даже в самой необычной обстановке. Гертруда Белл, которая в 1888 г. стала первой женщиной, получивший в Оксфорде диплом с отличием, отправилась в исследовательское путешествие по Среднему Востоку, стремясь забыть о несчастной любви (еще одна причина, часто считавшаяся исключительно мужской). Она всегда все делала лишь с разрешения родителей и выступала против предоставления женщинам избирательных прав. Мэри Кингсли однажды сказала, что уезжает в Западную Африку искать свою смерть, но вместо этого Африка возродила в ней радость жизни. Тем не менее в любых обстоятельствах она одевалась и вела себя так, как подобало викторианской леди. Мэй Френч Шелдон, американка, также путешествовавшая по Африке в конце XIX столетия, всегда носила длинные юбки и даже белокурый парик. Это не мешало ей требовать от своих спутников, которые называли ее «леди-босс», жесточайшей дисциплины. Платья с оборками не мешали ей серьезно исследовать обычаи местных племен и внести столь весомый вклад в изучение народов Восточной Африки, что в 1892 г. ее приняли в члены Королевского географического общества.
Горящие туры в Египет, горящие туры в Турцию i-tours.by
Изабелла Берд совершила свое первое путешествие в 40 лет в 1872 г., после того как долгие годы страдала острыми болями в спине. Она была дочерью священника, жизнь инвалида со временем стала для нее тягостна, она чувствовала, что чопорность викторианской эпохи иссушает ее душу. «Я чувствую свое призвание в помощи людям, — писала она, — а не в том, чтобы они отнимали у меня силы». Она решила, что вполне сможет довольствоваться жизнью служанки, поскольку «физический труд, суровые будни и свобода от условностей скрасят мое существование и послужат во благо». Ее жизнь резко изменилась после опасного морского путешествия и длительного пребывания на Гонолулу. Позже она посетила Японию и совершила путешествие по Скалистым горам со спутниками весьма сомнительной репутации, а также отважилась на поездки в Китай, Корею и Тибет. Свои впечатления она описала в книгах (включая широко известную «Жизнь дамы в Скалистых горах») и стала первой женщиной, принятой в члены Королевского географического общества.
Многим знаком образ дамы-миссионера викторианской эпохи, но известны и значительно более ранние случаи впечатляющих попыток проповеди Евангелия. В 1658 г. вскоре после создания религиозного Общества друзей (или квакеров) Кэтрин Ивенс и Сара Чи- верс уверовали в то, что Господь призвал их нести идеи квакерства в Александрию. Однако им удалось добраться лишь до Мальты, где иезуиты обвинили их в ведовстве и более двух лет продержали под стражей; все это время женщины хранили верность своим убеждениям. В итоге их отослали обратно в Англию, где они опубликовали свой отчет — «Жестокие страдания (во имя истины)». Женщины такого типа никогда не брали в расчет разницы между полами, если речь шла о служении Господу. Внутренний голос подсказывал им, как поступать в тех или иных обстоятельствах, и если он вел их в опасные путешествия, они с готовностью ему подчинялись.
Далеко не многие путешественницы получали столь исчерпывающие инструкции от Всевышнего — значительно большая их часть следовала внутреннему порыву, звавшему в дорогу. Амелия Эрхарт, одна из первых летчиц Америки, в 1932 г. в одиночестве совершившая перелет через Атлантический океан, выразила мнение многих представительниц прекрасного пола, сказав, что женщины «должны пытаться делать то же самое, что мужчины. Если у них что-то не выходит, сама по себе неудача должна стать стимулом для будущих попыток их последовательниц».
Справа: Александра Давид-Нил изучала восточные вероучения, а также исследовала запретные земли в Гималаях и Тибете. Она стала единственной западной женщиной, возведенной в сан буддийского ламы.